Характеристика элементов

Простая перемена чередования постановки и выноса ног. Это перемена ног, при которой всадник переводит лошадь с галопа в шаг и после двух-трех шагов поднимает ее в галоп с другой ноги. При этом следует обратить особое внимание на спокойствие и легкость переходов и прямолинейность лошади.

Перемена ноги в воздухе. При этой перемене изменение последовательности выноса задних ног по требованию всадника начинается во время опирания внутренней передней ноги, то есть в третьем темпе, и заканчивается во время фазы подвисания лошади в воздуху, Изменение последовательности выноса передних ног начинается но время подвисания и заканчивается в момент опирания наружной задней ноги (1-й темп).

При переменах ног движение лошади не должно терять легкости, прямолинейности и спокойствия, она должна двигаться вперед с импульсом и сохраняя ритм. Чтобы не пострадала легкость и плавность движения при перемене ног сериями, сбор должен быть немного меньшим, чем на собранном галопе. Хорошо выезженная лошадь свободно и легко меняет ноги на кругу, восьмерках, серпантине и контр-переменах.

На остановке лошадь должна быть внимательной, прямолинейной, неподвижной и стоять ровно на всех ногах. Шея должна быть приподнята, затылок остается высшей точкой, голова немного сдвинута вперед от вертикали. Лошадь должна спокойно отжевывать железо, сохраняя легкий контакт с руками всадника, и быть готовой двинуться вперед по малейшему его требованию.

Остановка достигается перемещением массы лошади назад путем увеличения воздействия на лошадь веса всадника (подача таза назад) и активизации шенкелей, посылающих лошадь вперед в сочетании с ограничивающим действием рук, добиваясь почти моментальной, но не резкой остановки на заранее намеченном месте.

Осаживание - это симметричное неторопливое и ненапряженное движение лошади назад, при котором ее конечности подгибаются и опускаются почти одновременно диагональными парами. Каждая передняя нога поднимается и опускается на какой-то момент раньше соответствующей задней ноги, поэтому на твердом грунте, как правило, отчетливо слышны четыре удара. Движение должно быть прямолинейным. При осаживании переходить от шагов назад к движению вперед следует без остановки, маятниикообразно. Следовательно, приставлять ноги лошадь не должна, так как это будет уже элемент остановки. Осаживая и переходя в движение вперед, лошадь поучается перемещать свой центр тяжести. Во время осаживания лошадь должна оставаться в поводу и быть готовой двигаться вперед но требованию всадника. Если после осаживания требуется переход на галоп или рысь, он осуществляется без остановки и первый шаг должен быть оставаться спокойной, сохраняя легкий контакт с поводом, осанку и прямолинейность.

Перемена направления на всех аллюрах. При переменах направления тело лошади сгибается в соответствии с той линией, по которой она следует, оставаясь гибкой, не оказывая сопротивления требованиям всадника и не меняя аллюра, ритма и скорости. При переменах направления под прямым углом, например, при прохождении углов, лошадь, если она двигается на собранных или рабочих аллюрах, должна описать четверть вольта приблизительно шестиметрового диаметра, если же она двигается на передних и прибавленных аллюрах, поворот должен быть более отлогим и равняться приблизительно четверти десятиметрового круга.

При контрпеременах всадник меняет направление попеременно в одну и другую сторону от прямой линии и заканчивает движение на той же линии, с которой он начал движение. На контрпеременах всадник выпрямляет свою лошадь на какое-то мгновение раньше перемены направления. Такие переходы можно комбинировать любым образом с сохранением плавного движения вперед и ведущего положения переда лошади.

При контрпеременах от центральной линии (принимание) количество темпов или метров в обе стороны, которое предусмотрено программой езды, должно строго соблюдаться. Упражнение должно выполняться симметрично в обе стороны от средней линии.

Контрперемены служат доказательством степени гибкости и проводимости лошади.

 

 

Фигуры.

Вольт - это круг с диаметром 6 м. Для вольта диаметром более 6 метров, употребляется термин «круг» с указанием диаметра. При движении на вольте ноги лошади должны идти по кривой линии. Тело лошади изогнуто и как бы составляет часть окружности. Внутренний бок лошади несколько укорочен, а наружный растянут. Большая часть веса лошади лежит на ее внутренних ногах.

Серпантин. Это манежное упражнение, на котором лошадь двигается рысью, галопом или пассажем несколькими петлями, изменяющими свое направление по ширине манежа (змейкой). Первое букле (петля) начинается от середины короткой стенки манежа, последнее заканчивается на середине противоположной стенки.

Восьмерка. Это фигура, состоящая их двух правильных вольтов (кругов) одинакового размера, указанного в программе езды. И точке соединения вольтов (кругов), то есть в центре восьмерки, всадник выпрямляет свою лошадь перед переходом на второй вольт, не теряя при этом ритма движения.

Боковые движения. В боковые движения включаются: принимание с обратным постановлением, движение плечом во внутрь, траверс (головой к стене), ранверс (хвостом к стене) и принимание по диагонали (траверсами). Принимание с обратным постановлением. Лошадь прямолинейна за исключением небольшого сгибания в затылке, при котором всадник может видеть внутренние полглаза и ноздрю лошади. Внутренние ноги лошади идут впереди наружных и перекрещиваются с ними. Лошадь смотрит в сторону, противоположную движению, идя в два следа.

Принимание с обратным постановлением является начальным боковым движением и должно применяться при выездке лошади до работы ее на собранных аллюрах. Позднее, вместе с более совершенным движением «плечом внутрь», принимание с обратным постановлением является лучшим средством сделать лошадь гибкой, что приводит к свободе, эластичности, правильности аллюров, гармонии и легкости ее движений. Принимание с обратным постановлением может исполняться по диагонали и вдоль стенки манежа. В первом случае корпус лошади должен быть почти параллельным длинной стенки манежа, а во втором - под углом не более 35.

Движение «плечом внутрь». Лошадь немного согнута от затылка до хвоста вокруг внутреннего шенкеля всадника. Внутренние ноги лошади проходят и перекрещиваются впереди наружных. Лошадь смотрит в сторону, противоположную направлению движения, двигаясь в полтора следа. Плечом вовнутрь - это упражнение не только на гибкость, но и на сбор, так как в каждом темпе лошадь вынуждена подводить внутреннюю заднюю ногу под корпус и ставить ее впереди наружной. При работе плечом вовнутрь лошадь, особенно при прохождении углов, должна быть под одним и тем же углом в 30° по отношению к прямым движениям.

Траверс. Лошадь немного согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника. Наружные ноги лошади проходят и перекрещиваются впереди внутренних. Лошадь смотрит в направлении своего движения. Траверс выполняется вдоль стенки манежа или по средней линии под углом около 30°.

Раверс. Это движение аналогично траверсу, но перед лошади направлен внутрь манежа, а зад к стенке. К нему применимы те же требования, что и к траверсу.

Принимание по диагонали (траверсами). Это вариант траверса, исполняемого по диагонали. Лошадь немного согнута вокруг внутреннего шенкеля всадника и должна быть почти параллельна длинной стенке манежа, сохраняя тот же ритм и равновесие. Перед лошади идет немного впереди зада. Наружные ноги проходят и перекрещиваются впереди внутренних ног. Лошадь смотрит в направлении движения, двигаясь в два следа. Для того, чтобы движение было свободным и грациозным, важно не только правильно согнуть лошадь, но и поддерживать импульс, обращая особое внимание на подведение внутренней задней ноги.

На боковых движениях аллюр остается свободным и правильным и поддерживается постоянным импульсом. При этом движения лошади должны быть гибкими, уравновешенными и ритмичными с хорошо заметным перекрещиванием ног. Потеря импульса часто происходит из-за того, что всадники слишком большое внимание уделяют сгибанию лошади и продвижению ее в сторону (вбок).

Нельзя требовать от лошади боковых движений в течение длительного времени. Необходимо прерывать их время от времени энергичным посылом вперед по прямой для того, чтобы поддержать или увеличить импульс.

Пируэт (полупируэт) - это круг (полукруг), выполняемый в два следа, радиусом, равным длине корпуса лошади. Практически это повороты на 360 и 180 градусов.

На пируэте (полупируэте) передние ноги и наружная задняя нога лошади двигаются вокруг внутренней задней ноги, которая является осью поворота. Она поднимается при каждом темпе и опускается в свой след или немного впереди него. Пируэт на собранном галопе производится не менее чем в 5-6 темпов.

Пируэты (полупируэты) обычно выполняются на собранном шагу, максимально собранном галопе, но могут также выполняться на пиаффе. Для правильного выполнения пируэта (полупируэта) на галопе необходимо, чтобы лошадь вошла в это движение в ритме своего галопа и исполнила пируэт без изменения ритма и вышла на абсолютно таком же галопе.

На каком бы аллюре ни выполнялся пируэт или полупируэт, лошадь, слегка согнутая в направлении поворота, идет в легком контакте с поводом. Поворот должен совершаться плавно и с последовательностью в движении ног, характерной для данного аллюра. При выполнении пируэтов или полупируэтов лошадь должна сохранять импульс и сбор.

Пассаж - это укороченная, очень собранная, приподнятая и ритмичная рысь. Характеризуется ярко выраженным подведением зада лошади, отчетливым сгибанием запястных и скакательных суставов, элегантностью и воздушностью движений. Каждая диагональная пара ног, сильно отталкиваясь, поднимается и опускается попеременно, соблюдая точный ритм, что сопровождается продолжительным подвисанием.

Зацеп копыта передней ноги должен подниматься до середины запястья другой ноги. Зацеп поднятой задней ноги должен быть немного выше путового сустава другой задней ноги.

Шея лошади приподнята и грациозно округлена с высшей точкой в затылке, голова близка к вертикали. Лошадь, оставаясь в легком поводу, имеет возможность, не изменяя ритма, плавно перейти из пассажа в пиаффе и обратно без видимого усилия, с сохранением достаточного импульса и сбора.

Пиаффе - это рысеподобное чеканное движение лошади на месте при высокой степени сбора с диагональным опиранием ног. Задняя часть корпуса в результате сильного сгибания тазобедренного, коленного и скакательного суставов, опущена. Пружинящие задние ноги хорошо подведены и принимают на себя большую часть веса лошади, позволяя тем самым передним ногам двигаться легко и свободно. Вынос ног направлен не вперед, а вверх. Каждая диагональная пара ног поднимается и опускается параллельно, сохраняя ритм и достаточную продолжительность подвисания. Высшая точки лошади - согнутый затылок. Голова почти вертикальна. Лошадь легко упирается в повод и движется с мягко пружинящей спиной. Круп малозаметно поднимается и опускается. Передние ноги поднимаются вертикально, сгибаясь в запястных суставах так, что зацепная часть копыта доходит до высоты середины пясти опирающейся ноги, Задняя нога должна четко подниматься немного выше путового сустава стоящей ноги, а потом опускаться строго вертикально.

Пиаффе выполняется точно на месте в совершенном равновесии и таком импульсе, который выявляет постоянное желание лошади двигаться по первому требованию всадника.

Пиаффе с продвижением вперед на протяжении одного метра При этом лошадь с каждым шагом продвигается на полкопыта. Это упражнение входит в программу среднего приза № 2i и является подготовительным упражнением к полному пиаффе, являясь как бы полуфабрикатом пиаффе.

Переходы. Изменение аллюра и скорости должно производиться отчетливо в местах, предусмотренных программой езды. Это следует делать без задержки и не резко, сохраняя ритм аллюра до перехода в другой аллюр или остановки. Лошадь должна